мы на Twitter мы на Вконтакте мы на Facebook мы на YouTube

 
<< назад

Ильин день

2 Августа

Илья Пророк — покровитель Ярославля

Как повествует «Сказание о построении града    Ярославля», записанное ростовским архиепископом  Самуилом Миславским в 1771 году, крепость на  высоком волжском берегу была заложена Ярославом   Мудрым именно в день Ильи Пророка. Не случайно  первая церковь, которую князь повелел здесь  построить, была посвящена именно этому святому.

Предание гласит, что в те времена, когда Ярослав  правил Ростовской землей, при слиянии рек Волги и  Которосли существовало селение Медвежий угол,  населенное язычниками. Обитатели этих мест  промышляли охотой, рыбной ловлей, а нередко и  грабежом, нападая на торговые суда, идущие мимо. Однажды по Волге проплывал на ладьях князь Ярослав с большим войском. Увидев, как жители Медвежьего угла грабят купеческий караван, он послал на помощь купцам своих дружинников, которые и победили жителей. Князь, задумав крестить язычников, вскоре вернулся в Медвежий угол вместе с епископом, пресвитерами, диаконами и другими церковными людьми. Но когда Ярослав входил в селение, на него выпустили из клетки «некоего люта зверя и псов». Князь победил зверя, а псы никого не тронули. Видя это, язычники ужаснулись и пали ниц перед князем. Ярослав поставил на том месте крест и заложил храм пророка Ильи, так как победил «лютого зверя» в день его, а затем повелел народу рубить лес и расчищать место для постройки города. Город этот князь Ярослав назвал своим именем. Деревянная Ильинская церковь, что была построена на месте основания города, на протяжении столетий горела во время «великих пожаров», разрушалась и вновь возрождалась, впоследствии получив название Ильинско-Тихоновской. В XIX веке на месте первой ярославской церкви появился величественный каменный храм в стиле классицизма. Солидную сумму на строительство храма внес петербургский купец первой гильдии Отрыганьев, бывший содержатель ярославского «питейного откупа». Один из престолов церкви освятили в честь Ярославской Богоматери, другой — в честь святых Бориса и Глеба.

 

Церковь Ильи Пророка в Ярославле

Почитание Ильи Пророка в Ярославле – Столице Золотого Кольца нашло отражение в строительстве еще одного храма, не заметить и не полюбить который просто невозможно.  Церковь Ильи Пророка, что красуется на главной площади города (в прошлом Ильинской, а ныне Советской), — без преувеличения, одна из самых великолепных жемчужин знаменитой ярославской школы архитектуры и живописи XVII века. Роскошный Ильинский храм Ярославлю подарили богатые купцы Скрипины. Среди ярославских купеческих родов XVII века семье Скрипиных не было равных: Вонифатий и Иоанникий Ивановичи торговали мехами и драгоценными каменьями на «великую сумму», являясь поставщиками царского и патриаршего двора. Младший из братьев, Иоанникий, носивший чин «государева гостя», входил в число богатейших купцов государства. В 1650 году радея о «благоукрашении» Ярославля, равно как и о собственном престиже, Скрипины возвели на свои средства церковь Ильи Пророка, поразив земляков щедростью и размахом строительства.

В 1680 году вдова Вонифатия Скрипина, Улита Макаровна,  пригласила для росписи храма искуснейших изографов — костромичей Гурия Никитина и Силу Савина, а также опытных ярославских художников. Благодаря слаженной работе артели всего за одно лето стены церкви покрылись изумительными фресками. Библейские сюжеты, деяния Ильи Пророка и его ученика Елисея органично вплетались в живописный ковер, поражавший яркостью красок и поэтичностью образов. Уникальные росписи XVII века практически чудом сохранились до наших дней. В 1930-е гг. храму угрожала возможность сноса. Спасло его лишь то, что в нем был устроен антирелигиозный музей. Ныне здесь снова идут службы, проводятся экскурсии, и каждый может полюбоваться средневековыми фресками, дошедшими до нас в первозданном виде. Особенно торжественно проходит в церкви Ильи Пророка праздничная служба на Ильин день — зрелище, оставляющее глубокий след и в памяти, и в сердце.

 

Святой Илья Пророк

Илья Пророк, живший за 9 веков до Рождества Христова, стал на Руси одним из самых почитаемых святых наравне с Николаем Угодником. Ветхозаветные предания говорят, что Илья   был яростным ревнителем бога Яхве, от которого отказались израильтяне. По просьбе Ильи Бог наслал на язычников засуху и вызвал на состязание языческих волхвов. На горе Кармель были положены два «рассеченных тельца» и две поленницы дров. Было решено, что Илья и языческие жрецы будут призывать каждый своего бога зажечь огонь и поджарить тельца. Несмотря на старания жрецов языческое божество так и не откликнулось на их мольбы. Когда же Илья, полив дрова водой для большей убедительности, воззвал к Яхве, жертвенник вспыхнул. Весь народ, пав ниц, признал истинного Бога. В тот же день после трехлетней засухи пошел дождь, воскрешая засохшую землю. Ветхозаветный Илья Пророк, живым вознесшийся на небо в огненной колеснице, в русском народном сознании стал распорядителем грозных сил природы, переняв функции славянского языческого божества Перуна. На Руси  считалось, что Илья — святой суровый, но одновременно щедрый, именно он управляет громом, молнией, дождями и засухами, именно он посылает на землю плодородие. По народным приметам, дождь в Ильин день предвещает хороший урожай на следующий год.

День Ильи Пророка считался своеобразным рубежом, знаменующим приход осени: «На Илью до обеда лето, а после обеда осень», — говорили в народе.  По традиции, после Ильина дня запрещалось купаться в реках и озерах: «до Ильи мужик купается, а с Ильи с водой прощается». В Ярославской губернии этот запрет объясняли так: «Илья Пророк ехал на конях по небу, и от быстрого бега один конь потерял подкову, подкова упала в воду, и вода похолодела».




© 2010-2012 Столица Золотого Кольца
Все права защищены
Разработка сайта
Информационно-аналитический центр "iAC"