мы на Twitter мы на Вконтакте мы на Facebook мы на YouTube

 
<< назад

Спас медовый, яблочный, ореховый

с 14 Августа по 29 Августа

На протяжении веков каждый из Спасов был определенным   ориентиром в работах на земле, уборке урожая и подготовке к осени и зиме. Медовый Спас для православных людей также был связан с крещением Руси в 988 году, и в этот день верующие стремились приложиться к частице Животворящего Креста Господня или окунуться в реку после водосвятия — считалось, что так можно очистится от грехов и защитить себя от болезней: «На Спаса купаться — незамоленные грехи простятся». Не случайно в старину было такое присловье: «Первый Спас — на воде стоят, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зеленых горах холсты продают». В конце августа начинались ярмарки.

На первый Спас «подрезали» соты — снимали первый мед в ульях. Часть меда каждый пасечник относил в церковь для освящения. Этим медом затем разговлялись все прихожане: «На первый Спас и нищий медку попробует». К первому меду русские хозяйки. По традиции пекли пироги с пшенной кашей или сладкой начинкой.

 

Храм на торговой площади

Оригинальное название старинной церкви Спас на Городу, отмечающей свой престольный праздник 14 августа, интригует и озадачивает. Неужели прочие ярославские церкви строились не в городе? Однако разгадка проста: церковь эта разделяла два города: Рубленый город, то есть древний ярославский кремль, обнесенный деревянными стенами, и Земляной город — посад, защищенный по внешней границе земляным валом. На месте городских укреплений — или на «городу», как говорили в старину, — и выросла нарядная церковь Спаса. Возведена она была в 1672 году усердием прихода — в складчину. Жертвовали деньги на храм и богатые купцы. Дело в том, что в XVII веке на этом месте, близ древнего ярославского кремля, шумела огромная торговая площадь, тянувшаяся до Волги.

Вся она была тесно застроена торговыми рядами и амбарами. Одних только рыбных лавок здесь насчитывалось целых 48! Иконный ряд соседствовал с тележным, юхотный (кожевенный) — с мучным, шубный — с суконным. Здесь же располагались денежный двор (место сбора пошлины) и кружечный двор (место казенной продажи спиртных напит?ков). Торговали здесь не только ярославцы, но и заезжие купцы — немцы, французы, голландцы, испанцы и даже два индийца. Неудивительно, что церковь посреди торговой площади звали также и Спасом на Торгу. Возможно, сотни раз удачливые купцы ставили здесь свечку Господу в благодарность за выгодную сделку.

Русский мед

Мед на протяжении долгих столетий оставался любимым русским напитком, вызывавшим справедливое восхищение иностранцев. В старину он делался весьма крепким — до такой степени, что «им упивались, как вином». Крепость меда сравнивали с водкой, а рецептов медовых напитков было не перечесть. На Руси варили мед вишневый, смородиновый и можжевеловый, красный, белый и малиновый, черемуховый, вешний, с гвоздикой, княжеский и боярский. Для лучшего вкуса и цвета в мед подливали выжатый из спелых ягод сок. Знатоки русской кухни утверждают, что ныне секрет приготовления настоящего русского меда утрачен, однако в Столице Золотого Кольца, как и во многих старинных городах, по?прежнему можно отведать знаменитую медовуху. Оставаясь не только пьянящим напитком, но и любимым лакомством, мед использовался и как начинка для пирогов. Медом сдабривали блины, оладьи, пряженцы. Пивовары же подливали мед в пивное сусло —«для ходу».

 

29 августа — третий Спас: Ореховый или Холщовый

А вот лесными орешками в Ярославской губернии лакомились 29 августа — на Ореховый Спас. По приметам, лесной орех поспевал именно к этому дню, и крестьяне начинали заготавливать его на зиму. Об орехе ярославские крестьяне говорили уважительно: «Нет ни окон, ни дверей, посредине — архирей». Называли 29 августа и Холщовым Спасом. Считалось, что этот день благоприятен для торговли полотнами и холстами. Во многих селах губернии, где было развито текстильное ремесло, устраивали ярмарки, на которые отовсюду свозились домотканые холсты. Хлебным Спас называют потому, что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов. В этот день пекли первый каравай нового хлеба и пироги из муки нового урожая: «Третий Спас — хлеба припас. После третьего Спаса улетают последние ласточки. Хорош третий Спас — зимой будет квас».

 

28 августа — Успение Богородицы

Успение — один из самых любимых на Руси праздников. Со времени Святого князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси: соборный Киевский храм, Десятинная церковь, была посвящена Успению Богородицы. К XIV в. Успенские храмы, как главные церкви, были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде. Главный московский храм, основанный в Кремле в XIV веке, также был освящен во имя Успения Богородицы.

Успенский собор в Ярославле

Как и во многих городах Руси, главный собор Ярославля был посвящен празднику Успения Божией Матери. Богородица считалась покровительницей и защитницей русских городов. Успенский собор был возведен на Стрелке еще в 1215 году, став первым каменным храмом города. Здесь были обретены мощи Святых князей — покровителей Ярославля Василия и Константина. В 1612 году, в период Смутного времени, митрополит Кирилл благословил здесь Дмитрия Пожарского на освобождение Москвы. Величавый собор не раз горел и вновь отстраивался, становясь еще краше. Однако в 1937 году по идеологическим соображениям новой власти Успенский собор был взорван, а на месте Соборной площади разбит городской парк. К 1000?летию города ярославский Успенский собор вновь восстанет из небытия. Храм по проекту архитектора Алексея Денисова возводится на месте уничтоженного собора. Финансирует строительство московский бизнесмен и меценат Виктор Тырышкин — Почетный гражданин города Ярославля – Столицы Золотого Кольца.




© 2010-2012 Столица Золотого Кольца
Все права защищены
Разработка сайта
Информационно-аналитический центр "iAC"