мы на Twitter мы на Вконтакте мы на Facebook мы на YouTube

 
<< назад

Параскева Пятница

9 Ноября

Великомученица Параскева, чье имя переводится с греческого как «пятница», считалась на Руси помощницей в разнообразных хозяйственных делах и защитницей семейного благополучия. Ей молились при выборе жениха и в родах, приступая к рукоделию и собирая урожай. Неудивительно, что Параскева Пятница была столь уважаема по всей Руси, а день памяти этой святой считался женским праздником.

Пятница — выходной

Параскева Пятница почиталась в народе как покровительница замужних женщин. Из уважения к своей покровительнице Параскеве ярославны не занимались по пятницамрукоделием и грязной домашней работой, не стирали белья, не выносили из печи золы. Из уст в уста предавалось ярославское предание о женщине, осмелившейся нарушить этот запрет. Говорили, будто бы явилась к ней сама оскорбленная Параскева и дала непосильное задание: напрясть за ночь 40 веретен. Мастерица оказалась сметливой, решила перехитрить Параскеву: на каждое веретено намотала понемногу ниток — будто справилась с работой, сложила все в корзину и выставила за порог. Удивилась Пятница, оставила бабу в покое, но прясть по пятницам женщина больше не стала.

 Льняные смотрины

Русские пряхи и ткачихи считали Параскеву «своей» святой. Часто Параскева изображалась с распущенными волосами, не расчесанными, а похожими на кудель. Поколения за поколением русские женщины в день Параскевы выносили на улицу вытрепанный лен — устраивали «льняные смотрины». Особенно стремились поучаствовать в смотринах девушки: для них это был шанс показать свое умение парням и будущим свекровям. На всю Россию славились мастерицы ярославского села Великое. Каждый год по осени здесь проходила крупнейшая сельская ярмарка губернии, а главным ее товаром был знаменитый великосельский лен. Приезжали за ним не только местные промышленники, но и столичные купцы, продававшие великосельское полотно за границу. Торговое село Великое недаром носило столь громкое имя: в XIX столетии здесь проживало четыре тысячи человек, действовало три храма и пять заводов. По описаниям путешественников, село это «имело вид значительного уездного города».

 Льняные короли Локаловы

Долгие столетия жители села Великого изготовляли льняное полотно кустарным, домашним способом. Однако Алексей Васильевич Локалов оказался расторопнее односельчан. Поначалу он раздавал пряжу крестьянам, которые ткали для него на своих домашних станках, а затем отбеливал собранные полотна на собственной фабрике. Локаловское полотно выгодно отличалось от кустарной продукции безукоризненной белизной и отличным качеством. На российском рынке оно ценилось ничуть не дешевле, чем полотно «ярославское», выпускаемое Ярославской Большой мануфактурой. На достигнутом Локалов не останавливался. Мечтая о собственной льнопрядильной мануфактуре, он не раз обращался за поддержкой к односельчанам. Однако великоселы — то ли из зависти, то ли опасаясь конкуренции — упорно не желали выделять землю под постройку фабрики. Жители соседнего села Гаврилов-Ям оказались сговорчивее и не прогадали: Локаловская мануфактура, основанная здесь в 1870 году, так стремительно набирала обороты, что село Гаврилов-Ям вскоре стало городом.

Храм на Туговой горе

Вплоть до начала XX века иконы Параскевы Пятницы были почти в каждом русском доме, а в средневековом Ярославле существовало целых три храма, посвященных этой святой. Самый знаменитый среди них — Пятницкий храм на Туговой горе, возведенный на месте героической битвы ярославцев с монголо-татарами. Старинная летопись рассказывает, что в 1257 году монгольский хан затеял перепись русского населения, чтобы увеличить размеры дани. Ярославская земля и без того стонала под тяжестью ига, и на этот раз ярославцы решили с оружием в руках выступить против отряда ханских баскаков. 3 июля 1257 года на горе за рекой Которослью состоялась решающая битва. Как мужественно ни бились ярославцы, сила взяла верх. Ярославский князь Константин был убит, и поле сражения покрылось трупами павших в бою горожан. «Звук мечей и военных труб заменился стонами и воплями безутешной скорби осиротевших, и долго-долго после того сходились ярославцы на место сражения плакать и тужить по убитым». От старославянского слова «туга» — то есть «скорбь», «печаль» — гору, на которой произошло сражение, назвали Туговой.

Легенда о защитниках Ярославля

Существует и другая версия событий, происходивших в Ярославле в 1257 году. Согласно древней легенде, дошедшей до нас благодаря краеведу Иллариону Тихомирову, ярославские князья Василий и Константин наблюдали за битвой из окна башни Спасского монастыря. Князья горячо молились за ярославских воинов, и «всякий раз, когда они воздевали руки к небу, верх брали русские, а когда, утомившись, опускали их, вновь одолевали татары». Эта напоминающая волшебную сказку история, конечно, лишь трогательная аллегория единства власти, церкви и народа в борьбе против иноземных захватчиков. Князь Василий, скончавшийся в 1249 году, не мог наблюдать за битвой, да и сам Константин, скорее всего, лично участвовал в сражении. Однако образ двух князей, молящихся о ярославцах, возник в легенде не случайно. В 1501 году оба брата были причислены к лику святых и с тех пор почитаются покровителями нашего города. Мощи благоверных князей Василия и Константина на протяжении столетий хранились в Успенском соборе Ярославля.

Под сенью старого храма

Несмотря на то, что Тугова гора и ее окрестности вошли в состав Ярославля лишь в XX веке, приход был достаточно богатым. В 1691 году деревянную церковь сменил каменный Пятницкий храм с приделом Благовещения Богоматери. Белоснежная церковь со стройной шатровой колокольней настолько органично влилась в живописную панораму Закоторосльной части Ярославля, что и сейчас привлекает взоры наших гуляющих по Стрелке гостей.  Под сенью Пятницкого храма на Туговой горе сохранился и один из древнейших некрополей Ярославля. Еще в XVIII веке, в эпоху регулярной перепланировки Ярославля, существовавшее с давних времен Туговское кладбище стало одним из трех, «разрешенных властями в городе». За долгую историю кладбища здесь нашли последний приют немало знаменитых ярославцев — купцы и мещане, чиновники, церковные иерархи, деятели культуры.

В Калашном ряду

Святой Параскеве русские приписывали покровительство над торговлей, не случайно на Руси исстари были известны так называемые пятницкие торги и ярмарки. В древности на городских торжищах ставилась икона Параскевы Пятницы, а иногда строились и Пятницкие храмы. Церковь Параскевы Пятницы существовала и в ярославской Калашной слободе на берегу Волги (район нынешней Октябрьской площади). В период навигации здесь собирались огромные массы народа, обслуживавшие как сам перевоз, так и все суда, шедшие вверх или вниз по реке. Одним из самых востребованных продуктов питания был хлеб, калачи. Именно поэтому жители слободы занимались хлебопечением, калачи и пряники продавали «туристам», посещавшим средневековый Ярославль.

8 ноября — Дмитриев день

Праздник Параскевы Пятницы часто соседствовал с Дмитриевской субботой — традиционным днем поминовения погибших воинов. Святой Димитрий Солунский, день памяти которого церковь отмечает 8 ноября, считался на Руси покровителем военных. Его почитание особенно усилилось благодаря Дмитрию Донскому, и нередко русские князья называли своих сыновей Димитриями — в честь этого святого. Именно Дмитрий Донской установил в субботу, предшествующую Дмитриеву дню, справлять панихиду по всем погибшим на поле боя. В этот день не работали, стараясь навестить на кладбище могилы родных. Женщины пекли лепешки и пироги, варили кисель, а затем корзину со снедью относили в церковь для раздачи нищим. С начала ноября постепенно угасал период осенних свадеб, и праздничный Дмитриев день рассматривался как один из последних сроков сватовства. Следующих сватов можно было ожидать лишь на масленицу. Поэтому люди пожилые нередко предостерегали парней: «На Дмитрия девки хитрые!»




© 2010-2012 Столица Золотого Кольца
Все права защищены
Разработка сайта
Информационно-аналитический центр "iAC"